Сохранение традиций художественно-эстетического развития школьников

(Из очерка о школе в сборнике в честь 50-летнего юбилея школы)

«Результатом сотрудничества директоров детской музыкальной школы № 2 и средней школы № 40, а также  объединенных  усилий педагогов двух школ стало открытие в 1989 году специальных музыкальных классов. Усилиями директоров школ создаётся фонд разнообразных музыкальных инструментов – солидная база для музыкального образования школьников. До сентября 2010 года в школе в параллелях 2-4 классов  существовали классы с углубленным изучением музыки (классы с литерой «М»). В  1991 году  школа обрела статус, который она с гордостью носит и поныне  -  школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. С тех пор в параллелях  1-9 классов детей учат не только основам наук, но и прививают любовь к прекрасному на уроках театра и словесного действия, танца и музыки, декоративно-прикладного и изобразительного  искусства, мировой художественной культуры.

Многие ли школы могут гордиться такими вехами на пути художественно-эстетического воспитания школьников, какими отмечен путь школы 40? Мысленно пройдемся по этому пути.

1992 год. В школе №40 сформировались из учащихся «М»-классов музыкальные коллективы: оркестр русских народных инструментов (руководитель Морозов Б.С.), оркестр духовых и ударных инструментов (руководитель Мошкина Н.В.) – единственный в городе и области оркестр-  лауреат городских и областных конкурсов, ансамбль виолончелистов (руководитель Богданова С.В.), ансамбль баянов (руководитель Онищук Е.С.), вокально-инструментальный ансамбль (руководитель Коробков А.А.). Десятки мальчишек и девчонок ежегодно проходят школу коллективизма и взаимопомощи, наполняют красивым содержанием свой досуг, занимаясь коллективным музицированием. Число музыкальных коллективов будет пополнено в 2000 году созданием ансамбля «Русская рапсодия» (руководитель Медведева Л.Б.), широко известного не только в городе, но и в стране.

1993 год. В школе осуществляет свой первый набор театральная студия (руководитель Коробкова Т.Я.,  с 2001 года - Лачина Н.Н.).  И каждую весну вся школа с нетерпением ждет сдачи спектакля, в котором актёры - сами ученики, а иногда и учителя. «Медовый месяц Золушки», «Гамбит Бурлацкого», «Сестра моя Русалочка», «Рыжая пьеса», «Мымрёнок», «Колокол и зеркало», «За год до войны»… Каждый спектакль – это открытие талантов, это постижение ценностей искусства и жизни, это погружение в мир творчества.

В 1993 году в школе создаётся хор музыкальных классов под руководством Рождествиной Л.А. Он просуществует до 2010 года. За это время менялись его руководители, название, но неизменным был высокий  уровень хорового исполнительства, который позволял хору становиться лауреатом городских и областных хоровых  фестивалей. С приходом Поликарповой Н.С. хор достиг высочайшей планки хоровой культуры. И неизменным концертмейстером хора оставалась Варченко Е.В., с именем которой связано сохранение традиций хорового исполнительства в школе.

1994 год. Набор в хореографическую студию (руководитель Гусева И.П.). Танцевальные праздники «В гостях у Терпсихоры», выступления на школьных концертах и городских конкурсах. Создание второй хореографической студии  «Новое поколение» (руководитель Конова Г.В.), яркое участие в городском конкурсе «Черный котёнок» и школьных праздниках. А ныне школьный танцевальный ансамбль «Бриз» (руководитель Тихонова В.М.) – желанный гость на школьных, городских, областных концертах и праздниках, призёр и победитель многих хореографических конкурсов разного уровня.

1997 год. Интерес учителя изобразительного искусства Васильевой Е.Н. к работе с глиной приводит к созданию в школе студии глиняной игрушки, в которой с интересом занимаются и дети и родители. Эстафету затем подхватила Живилова Л.Н. Под её руководством изобразительная студия школы «Разноцветная палитра» на многочисленных выставках, конкурсах и фестивалях представляла свои работы, выполненные в батике и глине, гуаши и акварели, и становилась их призёром и победителем.

Август 2000 года.  МОУ ДМШ № 2 получает  статус «МОУ «Музыкальная школа-лицей № 2» со средним специальным профессиональным образованием», тогда же при научной поддержке Российской Академии музыки им. Гнесиных, Тамбовского Государственного музыкально-педагогического института им. С.В.Рахманинова и Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных в школе № 40 открывается  лицейский класс для музыкально одарённых детей с трёхгодичным обучением. За время работы лицея было подготовлено 5 выпусков учащихся, среди которых яркие известные музыканты, лауреаты  и победители Всероссийских и международных конкурсов, концертирующие как в стране, так и за рубежом. Это Якимов Сергей (балалайка), обладатель гранта президента Российской Федерации   Р          , стипендиат Министерства культуры РФ, Мунинкин Сергей (кларнет), стипендиат Министерства культуры РФ, Исайчев Василий (домра), признанный  Человеком года в г.Рязани в 2008 году,  Батракова Анастасия (гобой).

         2007 год. Яркой инициативой музыкального отдела школы стало проведение хоровых фестивалей школ Московского округа  г. Рязани. В 2011 году фестиваль отметил свое пятилетие. За это время в фестивале приняли участие более 20 хоровых  коллективов, как из школ Московского округа, так и из школ города.»

         В настоящее время школа стремится сохранить традиции художественно-эстетического образования и воспитания школьников и найти новые формы деятельности данной направленности в связи с предстоящим в 2015 году обновлением уставных документов. В параллелях с 1 по 9 классы школьники наряду с общеобразовательными предметами  изучают такие дисциплины как театр и словесное действие, МХК, ритмика и танец, декоративно-прикладное искусство. В рамках внеурочной деятельности в начальных классах ученики развивают свои художественные наклонности на занятиях в танцевальных студиях, в театральных кружках, на занятиях в хоровой студии и кружке «Путешествие в страну музыкальной грамоты», в музыкальной студии «Домисолька», в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Разноцветная палитра». Школа имеет лицензию на осуществление дополнительного образования. В школе действуют кружки и студии социально-педагогической и туристко-краеведческой, военно-патриотической и физкультурно-спортивной, эколого-биологической и естественно-научной направленности. Но наибольшее количество кружков и студий в школе имеют художественную и культурологическую направленность.