Это должен знать каждый родитель (о наркотиках)

 

 Дети в Интернете: кто предупрежден, тот вооружен

 

Некоторым родителям Интернет представляется местом более опасным, чем реальная темная улица рядом с домом. Полезнее будет энергию, которая тратится на это беспокойство, перевести в активную и осмысленную заботу о том, чтобы ребенок с первых шагов в Интернете мог чувствовать себя уверенно и постепенно научился быть осторожным и защищаться от нежелательного влияния. Примерно до 12 лет вы можете достаточно жестко контролировать поведение ребенка в сети (например, ограничивать список сайтов, которые он может посещать), а с подростком нужно будет скорее договариваться о том, как он будет соблюдать правила безопасности, и полагаться на его доверие к вам.

Не все знакомства одинаково полезны

В Интернете не водится каких-то особенных, «компьютерных» преступников – они те же, что могут встретиться ребенку на улице, в магазине, в кинотеатре. Только их труднее распознать из-за того, что в сети люди не видят друг друга – как по телефону.  Достаточно детям кратко объяснить, что некоторые люди в силу психического нездоровья или плохого воспитания могут нанести серьезный вред здоровью ребенка, бюджету семьи, безопасности и спокойствию вашей жизни. Даже если ребенок не поймет в точности, чего ему следует опасаться, он может почувствовать ваше беспокойство и заботу о нем и с готовностью будет делать то, что вы попросите. Для этого нужно как можно яснее, короче и однозначнее определить правила, по которым в вашей семье принято пользоваться Интернетом. Там должны быть упомянуты права и обязанности каждого члена семьи. Ваши преимущественные права (например, проверять его почту или журнал посещений страниц) вы можете объяснить ребенку по аналогии с правами администратора сайта: он тоже имеет право отслеживать поведение посетителей сайта и принимать меры предосторожности. Пример таких правил (ниже) вы можете отредактировать по своему усмотрению после обсуждения с ребенком:

 

Соглашение о кодексе поведения в Интернете

Я обязуюсь:

1

Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом: куда мне можно заходить, что можно делать и как долго позволяется находиться в Интернете

(___ минут или ___ часов).

2

Никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочие адреса или номера телефонов родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы.

3

Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне; сюда входят сообщения электронной почты, сайты или даже содержимое обычной почты от друзей в Интернете.

4

Никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым я познакомился в Интернете, без разрешения родителей.

5

Никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет или обычной почтой.

6

Никогда и никому, кроме своих родителей, не выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).

7

Вести себя в Интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей или противоречит закону.

8

Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без должного разрешения.

9

Никогда не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, требующего оплаты.

10

Сообщить моим родителям мое регистрационное имя в Интернете и имена в чате, перечисленные ниже:

 

Имя (Ребенок) _______________________ Дата ____________

Родитель или опекун _______________________ Дата ____________

 


Предложите однажды ребенку, баловства ради, представиться в чате чужим именем или рассказать невидимому собеседнику выдуманные сведения о своей жизни. Получив такой собственный опыт анонимного лицедейства, ребенок легче представит себе, что и другие люди могут притвориться в сети кем угодно. В то же время полезно напомнить детям и о том, что правила хорошего тона и уважение к собеседнику в сети точно так же важны.

Это не значит, что детей следует как-то особенно запугивать, скорее его надо научить по-разному общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Тут следует специально объяснить, что правила вежливости отнюдь не подразумевают выполнение любой просьбы первого встречного, тем более незнакомца (а иногда и знакомого человека). Надо, чтобы ваш ребенок умел говорить «нет», а при контактах с незнакомцами или посещении сайтов в Интернете  придерживался следующих правил: Если чужой человек просит о чем-то не рассказывать родителям («Это будет наш секрет») – значит, нужно немедленно родителям все рассказать.

- Если знакомый лишь по интернет - общению человек предлагает встретиться – надо отвечать отказом или предложением встретиться вместе с родителями.

- Если собеседник спрашивает о личной информации, можно и нужно либо говорить неправду, либо вообще отказываться отвечать (этот последний способ лучше всего действует, если кто-то активно домогается человека в сети, пытается вывести из себя, спровоцировать на неосторожные высказывания или поступки).

 

 

Кроме того существует программа «Интернет-Цензор» - www.icensor.ru, которая поможет обеспечить безопасность ваших детей в Интернете, система разумных ограничений, гарантирующая, что путешествие по Сети не нанесет ребенку вреда.

По материалам с сайтов учителей начальных классов

 

 

Подростки и социальные сети

Современные тинейджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени. Поговорим на тему «Подростки и социальные сети».

Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей. Подростки и социальные сети — проблема ли это?

Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.

Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.

Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются неготовы принять это.

Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.

Подростки и социальные сети: советы родителям

Родители, дети которых пропадают в социальных сетях, сталкиваются с безразличием и невниманием подростка. Ведь он считает, что именно в интернете бурлит настоящая жизнь, а разговоры с родителями кажутся скучными и бессмысленными.

В этом случае взрослые должны запастись терпением и попытаться вызвать у подростка интерес к разговору, который заводят. Чтобы у подростка возникло желание общаться с вами, вы должны иметь хотя бы малейшее представление о темах, которые волнуют его в данный момент жизни.

Общаясь с подростком, спрашивайте его, интересно ли ему слушать то, о чем вы говорите. Будьте готовы к тому, что вам придется закончить неинтересный для ребенка разговор, не навязывайте ему темы, которые кажутся ему ненужными и скучными.

В общении используйте тактильный контакт. Рассказывая что-либо ребенку, поглаживайте его по голове или по спине, если он позволит. Это поможет задействовать дополнительные рецепторы и сделает ребенка чуть внимательнее к вам.

Было бы неплохо, если бы родители имели свое увлечение. Отец, который интересуется охотой или является заядлым рыбаком, сможет привлечь внимание сына больше, чем отец, который постоянно вникает в жизнь подростка, не имея личных интересов.

Тема «Подростки и социальные сети» довольно волнительная для большинства родителей, которым так не хватает общения с детьми. Чаще разговаривайте со своим чадом, пытайтесь его увлечь, станьте для него интересным собеседником. Тогда вам удастся заполучить драгоценное внимание подростка.

 

Вот три вещи, которые никогда нельзя делать за своих детей.

1. Домашние задания

Расстроенные возгласы "У меня не получается!" могут пробить защиту даже самых стойких родителей. Иногда начинает казаться, что намного проще сделать все домашние задания вместо своего ребенка.

Но, прежде чем сдаваться, подожди, посмотри и послушай его внимательно. Он должен сначала попытаться сделать задания сам. Если он действительно запутался и не понимает предмета, просмотри вопросы, на которые ему нужно ответить.

Спроси, о чем, как он думает, идет речь в этих вопросах. Если можешь, покажи ему пример, как нужно решать похожую задачу, но не решай заданные.

Как только ты почувствуешь, что ребенок стал понимать, что от него требуется, отправляй его обратно за письменный стол заканчивать работу самостоятельно.

Не сиди у него над душой, когда он работает, потому что иначе он будет постоянно просить твоей помощи. Когда все будет сделано, просмотри его работу, поищи ошибки. Если они есть, попроси школьника переделать задание заново – до тех пор, пока все не будет сделано правильно.

Показывать ребенку примеры выполнения задач – это замечательно, подбадривать его и наводить на нужную мысль – тоже. Но ни в коем случае – повторимся – не делай задания вместо него.

Если твое чадо будет выполнять домашнюю работу, писать рефераты и сочинения самостоятельно, это поднимет его самооценку, ребенок станет более уверенным в себе, и в следующий раз более охотно и смело возьмется за выполнение задания.

Маленькому человеку необходимо получить ощущение победы, личного достижения, которое у него появится, если он будет знать, что заработал хорошую оценку самостоятельно.

2. Не говори за ребенка

Во многих ситуациях твой малыш может хотеть, чтобы ты выступила его представителем. Будь то просьба к соседскому ребенку поиграть вместе или просьба подать стакан воды в ресторане. Всегда воодушевляй его говорить самостоятельно.

Для тебя озвучить просьбу твоего ребенка может быть очень легко, но как он сможет выработать уверенность в себе, если никогда не будет вступать в общение с другими людьми сам?

Иногда мы действительно вынуждены говорить за своих детей. Например, в школе у ребенка возникли проблемы с одноклассником. Если ситуация опасна, -- его обидчик может не понимать слов -- то вполне понятно, что потребуется твое участие.

Но если ничего опасного не происходит, то поощряй малыша разбираться со своими делами. Ты можешь подсказывать, что в конкретной ситуации ему лучше сказать, чтобы ситуация разрешилась и конфликт был погашен.

Однако брать все в свои руки не стоит. Стоит держать это правило в уме и во время общения в группе людей. Когда твоего ребенка о чем-то спрашивают, тебе может инстинктивно захотеться ответить вместо него.

Не делай этого – дай ему шанс высказаться самому. Со временем ты будешь замечать, что он становится все более и более уверенным. Только практика поможет ему совершенствоваться.

3. Не выбирай за него друзей

Это очень сложная проблема. Совершенно естественно хотеть выбирать друзей для своего отпрыска – будь то милый маленький мальчик из воскресной школы или очаровательная девочка из песочницы.

Ты уверена, что знаешь, какая компания лучше ему подходит. Однако это один из тех важных уроков, которые каждый человек должен усвоить самостоятельно. Скорее всего, многие знакомства ты устроишь ребенку самостоятельно: например, организуешь игры с другими детьми, пока дети совсем маленькие.

Однако, становясь старше, он будет все более склонен сам выбирать своих друзей. И это один из тех случаев, когда тебе следует попросту плыть по течению.

То, что ты дружишь с кем-то, еще совершенно не означает, что твой ребенок должен подружиться с ребенком твоего друга.

В первую очередь запомни – нельзя заставлять своего малыша дружить с кем-то. Если ты будешь заставлять его проводить время с тем, с кем он не хочет иметь ничего общего, ты добьешься только того, что он будет на тебя злиться. Нет ничего плохого в том, чтобы знакомить ребенка с новыми людьми, но позволь ему самому выбирать, когда речь зайдет о длительных дружеских отношениях.

В то же время, надо убедиться, что кроха играет с детьми, у которых такие же, как и у него, ценности. Говоря другими словами, тебе бы совершенно точно не хотелось, чтобы твой ребенок играл с детьми, которые ругаются, воруют, отвратительно себя ведут и имеют другие привычки, которые ты бы не хотела, чтобы ребенок мог перенять. Всегда будь в курсе, с кем он общается.

Помни: иногда не сделать чего-то для ребенка так же важно и нужно, как и заботиться о нем в остальное время.

 

Об этих правилах полезно помнить всем родителям.


Не унижай ребенка! 
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: "А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?" и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.


Не угрожай! 
"Если ты еще раз сделаешь - ты у меня получишь!", "Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя..." Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны - они не улучшают поведения.


Не вымогай обещаний! 
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: "Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь" - и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: "Ты же обещал!"
Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра, угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово - это одно, а дело - совсем другое.


Не опекай излишне! 
Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: "Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам".


Не требуй немедленного повиновения! 
Представьте, что муж говорит вам: "Дорогая, брось все и сию же минуту приготовь мне кофе". Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: "Минут через десять будем обедать", тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: "Ой, мам! Я еще поиграю".
Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.


Не потакай ребенку! 
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им "нет". Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые - стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку - значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.


Будь последователен! 
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она "наваливается на него, как тонна кирпичей". Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал "стоп", а в среду и субботу - "можно продолжать движение"? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.


Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка! 
Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы провоцируете у него неприязнь к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще не способен - это плохо сказывается на развитии его самосознания.


Не морализируй и не говори слишком много! 
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам, они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали...
Под влиянием словесного потока ребенок "отключается". Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку.
Все "морали" в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: "То, что ты сделал, - это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?" Один малыш в детском саду так пугал своего сверстника: "Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я... я тебе все объясню!".

Не лишай ребенка права оставаться ребенком! 
Представьте себе, что вы - педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает.
Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что "образцовый" ребенок - не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое "я" под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!



1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь - как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.
4. Не думай, что ребенок твоя собственность - он личность.
5. Не относись к его проблемам свысока.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
8. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.